ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ЗДОРОВЬЯ

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Просмотр

Статья 18. Право на охрану здоровья.

  1. Каждый имеет право на охрану здоровья.
  2. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окру-жающей среды, созданием безопасных условий труда, благо-приятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания со-ответствующего качества, качественных, безопасных и доступ-ных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.

Статья 19. Право на медицинскую помощь

  1. Каждый имеет право на медицинскую помощь.
  2. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантиро-ванном объеме, оказываемую без взимания платы в соответст-вии с программой государственных гарантий бесплатного ока-зания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соот-ветствии с договором добровольного медицинского страхова-ния.
  3. Право на медицинскую помощь иностранных граждан, про-живающих и пребывающих на территории Российской Федера-ции, устанавливается законодательством Российской Федера-ции и соответствующими международными договорами Рос-сийской Федерации. Лица без гражданства, постоянно прожи-вающие в Российской Федерации, пользуются правом на меди-цинскую помощь наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
  4. Порядок оказания медицинской помощи иностранным граж-данам определяется Правительством Российской Федерации.
  5. Пациент имеет право на:
    • выбор врача и выбор медицинской организации в соответст-вии с настоящим Федеральным законом;
    • профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реаби-литацию в медицинских организациях в условиях, соответст-вующих санитарно-гигиеническим требованиям;
    • получение консультаций врачей-специалистов;
    • облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицин-ским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;
    • получение информации о своих правах и обязанностях, со-стоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах па-циента может быть передана информация о состоянии его здо-ровья;
    • получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;
    • защиту сведений, составляющих врачебную тайну;
    • отказ от медицинского вмешательства;
    • возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;
    • допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;
    • допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях — на предостав-ление условий для отправления религиозных обрядов, проведе-ние которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.

Статья 20. Информированное добровольное согласие на меди-цинское вмешательство и на отказ от медицинского вмеша-тельства

  1. Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного доброволь-ного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информа-ции о целях, методах оказания медицинскойпомощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешатель-ства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.
  2. Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства оформляется в письменной форме, подписывается гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником и содержится в медицинской доку-ментации пациента.

Статья 21. Выбор врача и медицинской организации

  1. При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор ме-дицинской организации в порядке, утвержденном уполномо-ченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача. Особенности выбора ме-дицинской организации гражданами, проживающими в закры-тых административно-территориальных образованиях, на тер-риториях с опасными для здоровья человека физическими, хи-мическими и биологическими факторами, включенных в соот-ветствующий перечень, а также работниками организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей про-мышленности с особо опасными условиями труда, устанавли-ваются Правительством Российской Федерации.
  2. Для получения первичной медико-санитарной помощи граж-данин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской орга-низации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.

Статья 22. Информация о состоянии здоровья

  1. Каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о со-стоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установ-ленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, воз-можных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.
  2. Информация о состоянии здоровья предоставляется пациенту лично лечащим врачом или другими медицинскими работ-никами, принимающими непосредственное участие в медицин-ском обследовании и лечении. В отношении лиц, не достигших возраста, установленного в части 2 статьи 54 настоящего Феде-рального закона, и граждан, признанных в установленном за-коном порядке недееспособными, информация о состоянии здо-ровья предоставляется их законным представителям.
  3. Информация о состоянии здоровья не может быть предостав-лена пациенту против его воли. В случае неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину или его супругу (супруге), одному из близких родственников (детям, родителям, усынов-ленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам), если пациент не запретил сооб-щать им об этом и (или) не определил иное лицо, которому должна быть передана такая информация.
  4. Пациент либо его законный представитель имеет право непо-средственно знакомиться с медицинской документацией, отра-жающей состояние его здоровья, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной вла-сти, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов.
  5. Пациент либо его законный представитель имеет право на основании письменного заявления получать отражающие со-стояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов. Основания, порядок и сроки пре-доставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья 23. Информация о факторах, влияющих на здоровье

Граждане имеют право на получение достоверной и своевре-менной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, состоянии среды обитания, рациональных нормах питания, качестве и безопасности продукции производ-ственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Такая информация предоставляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, а также организациями в порядке, преду-смотренном законодательством Российской Федерации.

Статья 24. Права работников, занятых на отдельных видах работ, на охрану здоровья

  1. В целях охраны здоровья и сохранения способности к труду, предупреждения и своевременного выявления профессиональ-ных заболеваний работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также в слу-чаях, предусмотренных законодательством Российской Феде-рации, работники, занятые на отдельных видах работ, проходят обязательные медицинские осмотры.
  2. Перечень вредных и (или) опасных производственных фак-торов и работ, при выполнении которых проводятся обяза-тельные предварительные медицинские осмотры при поступ-лении на работу и периодические медицинские осмотры, ут-верждается уполномоченным федеральным органом исполни-тельной власти.
  3. В случае выявления при проведении обязательных медицин-ских осмотров медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ, перечень которых устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, работник может быть признан врачебной комиссией медицинской организации на основании результатов экспертизы профессиональной пригодности временно или постоянно непригодным по состоянию здоровья к выполнению отдельных видов работ.
  4. В целях охраны здоровья работодатели вправе вводить в штат должности медицинских работников и создавать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и другие подразделения), оказывающие медицинскую помощь работникам организации. Порядок организации деятельности таких подразделений и медицинских работников устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
  5. Работодатели обязаны обеспечивать условия для прохождения работниками медицинских осмотров и диспансеризации, а также беспрепятственно отпускать работников для их прохождения.

Статья 25. Права военнослужащих и лиц, приравненных по медицинскому обеспечению к военнослужащим, а также граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, граждан, подлежащих призыву на военную службу (направляемых на альтернативную гражданскую службу), и граждан, поступающих на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, на охрану здоровья

  1. Военнослужащие и лица, приравненные по медицинскому обеспечению к военнослужащим (далее — военнослужащие и приравненные к ним лица), а также граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, имеют право на прохо-ждение военно-врачебной экспертизы для определения годности к военной службе или приравненной к ней службе и для досрочного увольнения с военной службы или приравненной к ней службы на основании заключения военно-врачебной ко-миссии.
  2. Граждане, подлежащие призыву на военную службу или на-правляемые на альтернативную гражданскую службу, и граждане, поступающие на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, проходят медицинское освидетельст-вование в порядке, предусмотренном статьей 61 настоящего Федерального закона, и имеют право на получение полной ин-формации о медицинских противопоказаниях для прохождения военной службы или приравненной к ней службы и показаниях для отсрочки или освобождения от призыва на военную службу по состоянию здоровья.
  3. Военнослужащие и приравненные к ним лица имеют право на получение медицинской помощи в ведомственных медицинских организациях, а при их отсутствии или при отсутствии в ведомственных медицинских организациях отделений соответствующего профиля, специалистов либо специального меди-цинского оборудования — на получение медицинской помощи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба.
  4. Порядок организации медицинской помощи военнослужащим и приравненным к ним лицам устанавливается Правительством Российской Федерации, особенности организации оказания медицинской помощи военнослужащим и приравненным к ним лицам, в том числе порядок их освобождения от исполнения обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с заболеванием и иными причинами, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба.
  5. Граждане при постановке их на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, поступлении в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении в учебном военном центре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки для прохождения военной службы по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами, или на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, или в военной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыв на военные сборы, а также граждане, направляемые на альтернативную гражданскую службу, имеют право на получение медицинской помощи в медицинских организациях в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, за исключением меди-цинского освидетельствования в целях определения годности к военной службе или приравненной к ней службе.
  6. Особенности охраны здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц, а также отдельных категорий граждан, проходящих военную службу или приравненную к ней службу в федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба, определяются законодательством Российской Федерации, регламентирующим деятельность этих органов.

Статья 26. Права лиц, задержанных, заключенных под стражу, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, на получение медицинской помощи

  1. Лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здраво-охранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  2. Беременные женщины, женщины во время родов и в после-родовой период из числа лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях охраны материнства и детства.
  3. При невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы лица, заключенные под стражу или отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи в медицин-ских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных.
  4. При оказании медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения сотрудниками органов и учреждений уголовно-исполнительной системы осуществляется охрана лиц, указанных в части 3 настоящей статьи, и при необходимости круглосуточное наблюдение в целях обеспечения безопасности указанных лиц, медицинских работников, а также иных лиц, находящихся в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, совместно с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
  5. Клиническая апробация, испытание лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий и дезинфекционных средств с привлечением в качестве объекта для этих целей лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не допускаются.
  6. В отношении лиц, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, договор о добровольном медицинском страховании расторгается.
  7. Порядок организации оказания медицинской помощи, в том числе в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения, лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, устанавливается законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Статья 27. Обязанности граждан в сфере охраны здоровья

  1. Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья.
  2. Граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.
  3. Граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях.

Статья 28. Общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья

  1. Граждане имеют право на создание общественных объединений по защите прав граждан в сфере охраны здоровья, формируемых на добровольной основе.
  2. Общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья могут в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать участие в разработке норм и правил в сфере охраны здоровья и решении вопросов, связанных с нарушением таких норм и правил.
  3. Общественные объединения по защите прав граждан в сфере охраны здоровья не вправе осуществлять рекламу конкретных торговых наименований лекарственных препаратов, биологически активных добавок, медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и заменителей грудного молока.